- 08 августа 2023 08:50
- Интервью
«Способен заниматься этим 7 дней в неделю» – артист НОВАТа Никита Ксенофонтов
Как артисты балета отдыхают в отпусках после долгого сезона? Что помогает им восстановиться психологически, когда роль забрала все эмоции? Ходят ли они на балет как простые зрители? На эти и другие вопросы светскому обозревателю BFM-Новосибирск Ирине Мжельской ответил в интервью Никита Ксенофонтов – артист Новосибирского театра оперы и балета.
Никита КСЕНОФОНТОВ. Фото BFM-Новосибирск
Никита Ксенофонтов – артист балета, премьер НОВАТа, лауреат всероссийских конкурсов, лауреат и дипломант международных конкурсов, обладатель театральной премии «Парадиз», член Союза театральных деятелей РФ. Родился 6 ноября 1995 года в Казани. Начинал профессиональное обучение в Казанском хореографическом училище. Закончил санкт-петербургскую Академию русского балета имени А. Я. Вагановой.
С 2015 года работает в Новосибирском театре оперы и балета, в 2022-м получил статус премьера НОВАТа. Количество почитателей его таланта множится от спектакля к спектаклю.
Ирина МЖЕЛЬСКАЯ. Фото BFM-Новосибирск
– Бывает ли отпуск у артистов балета, как часто и подолгу?
– Обычно театральный сезон заканчивался примерно в конце июля. С недавних пор запущен марафон спектаклей «Лето балета», и мы, артисты, теперь уходим в отпуск в конце мая – начале июня. В 2023 году последний спектакль сезона был показан 3 июня, и до 14 июля артистов отпустили отдыхать. Однако меня в этот раз отпуск обошел стороной.
По окончании сезона в Новосибирске я был приглашен в Красноярский театр оперы и балета вести и там завершающий в сезоне спектакль. 12 июня исполнил партию Модеста Алексеевича в балете «Анюта», премьера которого в конце сезона состоялась здесь, в Новосибирске.
Вернувшись из Красноярска, начал подготовку к «Бенуа де ла Данс» – ежегодному балетному призу и фестивалю, основанному в 1991 году Международной ассоциацией деятелей хореографии (сейчас это Международный союз деятелей хореографии), – где был номинирован на приз за роль Ивана в балете «Конек-горбунок». «Бенуа де ла Данс» – это балетный аналог кинопремии «Оскар», потому что является квинтэссенцией балетных наград. Само номинирование на приз «Бенуа де ла Данс» – уже величайшее достижение.
Дальнейшие события были стремительны и порой неожиданны. Например, незапланированно я оказался 18 июня на день в Петербурге – мы репетировали с Анжелиной Воронцовой перед грядущим выступлением на исторической сцене Большого театра России. Ночью раздался звонок от Светланы Юрьевны Захаровой с просьбой станцевать на Гала-концерте па-де-де из балета «Корсар». И вот утром 19 июня я уже в Москве на репетиции.
Итог этой круговерти – 20 июня церемония награждения и присуждение мне звания дипломанта, исполнение на исторической сцене Большого театра фрагмента из III акта балета «Конек-Горбунок» с примой Михайловского театра Анжелиной Воронцовой. А 21 июня – вновь выступление на главной сцене страны в Гала-концерте «Звезды Бенуа де ла данс – лауреаты прошлых лет» с примой Большого театра России Элеонорой Севенард в па-де-де из балета «Корсар». Вот такой замысловатый рабочий график.
Фото Виктора Дмитриева, предоставлено Никитой Ксенофонтовым
Ровно день 22 июня удалось побыть с близкими. Семья собралась в Москве, все были на моих выступлениях, и лишь денек остался на общение.
Продолжения отдыха не предвиделось – поступило приглашение от телевизионного проекта «Большой балет» и пришлось 23 июня вернуться в Новосибирск, начать работу с партнершей над программой участия в популярном проекте канала «Культура». Сейчас снимается уже пятый сезон. В этот раз, помимо личного участия, мне доверили ввести в процесс молодую артистку, отслужившую в театре первый сезон. Каждый день теперь работаю без выходных в режиме «24 на 7».
– В связи с этим не могу не спросить – откуда вы черпаете энергию для всей этой бурной деятельности, да еще успеваете получать от нее удовольствие?
– Конечно, непросто находить внешние силы, мотивацию, вдохновение, когда на спектаклях выкладываешься эмоционально, а на изнурительных ежедневных тренировках – физически. В итоге очень устаешь, особенно в зимний период и межсезонье. Летом чуть полегче – солнышко и хорошая погода пусть немного, но подпитывают.
Я люблю свою профессию, потому способен заниматься этим семь дней в неделю. К сожалению, наш балетный век очень короток, и хочется успеть оставить след в искусстве. На кону оказываются все ресурсы – здоровье, время, силы. Меня не устраивают полумеры – мне нужно либо все, либо ничего.
– Но необходимость в отдыхе иногда все-таки наступает? Как вы привыкли отдыхать после работы? Вот вы отыграли в сложном спектакле, потратили много энергии, вышли из театра – и что дальше?
– Зачастую у нас не бывает возможности расслабиться, потому что на следующий день может быть запланирован не менее сложный спектакль. Я задействован в репертуаре очень плотно, поэтому свободные дни – это редкость.
После спектакля, безусловно, испытываешь эмоциональное и физическое истощение. Нужно научиться переключаться с рабочих дел на какие-нибудь другие и осознанно не позволять себе уходить в эмоциональное пике.
Никита КСЕНОФОНТОВ и Ирина МЖЕЛЬСКАЯ. Фото BFM Новосибирск
– Среди этих дел есть какое-нибудь любимое хобби?
– В зависимости от состояния приходится выбирать между расслаблением и восстановлением с одной стороны и активным отдыхом – с другой. Например, я очень люблю серфинг, обожаю кататься на вейксерфе. На днях мне посчастливилось выкроить себе один выходной (и это несмотря на официальный отпуск!), чтобы разочек посерфить. Пусть это снова приличная физическая нагрузка, зато какой эмоциональный заряд получаешь!
Вчера же у меня появилась возможность прокатиться по лесу на квадроцикле. Очень хотелось, но сил на такую прогулку не осталось. Да и рисковать порой лишний раз не стоит. Поэтому выбрал восстановление и отправился в «Мира Термы», где меня хорошенько попарили и помассажировали.
– Кстати, насчет рисков. Насколько артисты балета оберегают себя от рискованных видов досуга, таких как езда на мотоцикле?
– Какой-то общей тенденции нет, каждый заботится о себе в меру своих представлений. Лично я человек координированный, и потому мне не составляет труда соблюдать разумный баланс. Попусту рисковать, гнать на мотоцикле по дикому бездорожью, естественно, не буду. Но и адреналин получить хочется, а для этого достаточно и умеренного темпа езды. Все риски я прекрасно осознаю, и если у меня, допустим, на следующий день запланирован спектакль или поездка, то испытывать судьбу я не стану. И для активного отдыха выберу более подходящее время.
Если продолжать говорить о хобби, то прекрасно расслабиться позволяет музыка. Я играю на фортепиано и гитаре, и это, во-первых, совершенно безопасно, а во-вторых, всесезонно.
Подводя черту, можно сказать, что меня притягивает все, что дарит яркие эмоции. Ведь сцена – это про те же эмоции.
Фото Виктора Дмитриева, предоставлено Никитой Ксенофонтовым
– А что насчет такого времяпрепровождения как балет? Я имею в виду – с точки зрения зрителя. Как часто вы сами ходите на спектакли или вам хватает балета на работе?
– Хожу очень часто при каждой удобной возможности. Даже в нашем театре, зная всех артистов, стараюсь отсмотреть новые составы и отдельно исполнителей тех или иных партий. Из зала балет смотрится совсем по-другому, нежели со сцены или из-за кулис, ты подмечаешь нюансы, которых не мог заметить ранее.
Что уж говорить про столичные театры – когда оказываюсь в Москве или Санкт-Петербурге, всегда иду на балетные спектакли, причем не только на новые проекты. Большой театр, Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Михайловский театр, Мариинский театр… В последнем я провожу время чаще всего.
Другое дело, что я смотрю не совсем как зритель, меня интересуют профессиональные аспекты. В нашей профессии насмотренность очень важна.
Помимо этого, вчера я, например, пересмотрел целых три интервью моего ректора Николая Максимовича Цискаридзе про его творчество и деятельность в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Еще я обязательно слушаю мнения различных творческих деятелей. Тем самым погружаю себя в узкую специализированную обстановку, которая помогает саморазвитию.
– Как обычно происходит ваше посещение балета? Вы готовитесь к этому заранее?
– Оказаться в зале и смотреть балет вместе со зрителями всегда приятно – это приносит мне отдельное удовольствие. Ведь всю жизнь мы, артисты, находимся по ту сторону занавеса.
Ирина МЖЕЛЬСКАЯ и Никита КСЕНОФОНТОВ. Фото BFM-Новосибирск
Я люблю не только посмотреть на артистов, но и ощутить то самое таинство мероприятия под названием «сходить на балет». В моей гримерке всегда висит если не вечерний костюм, то пиджак – обязательно, чтобы при первой возможности можно было быстро переодеться и пройти в зрительный зал. Так воспитали меня родители: если идешь в театр, то всегда в парадно-выходном стиле. Заявиться на спектакль в футболке или, упаси Господи, в шортах, для меня немыслимо.
– В полюбившемся новосибирским зрителям спектакле «Радио и Джульетта», который, как мы все надеемся, сможем увидеть и в новом сезоне, вы исполняете две роли. Трудно ли это делать?
– Да, в Radio and Juliet я играю две роли. Например, в одноактном балете «Шепот» как таковой градации ролей почти нет, там все – единый организм. И из мужских партий я, пожалуй, танцую самую сложную, потому что в ней три больших вариации плюс два дуэта. У всех остальных – по одной вариации и одному дуэту.
А в Radio and Juliet, конечно, есть роли. Четыре юноши – друзья Меркуцио и друзья Тибальда, сам Меркуцио, Тибальд, Ромео и Джульетта. Я танцую две заглавные партии – Ромео и Меркуцио.
– Как быстро происходит переключение с одной роли на другую? И кого вам приятнее играть?
– Быстро переключаться с одной партии на другую я научился уже очень давно. Плотное расписание просто не дает раскиснуть после одного спектакля, так как сразу стартует второй. Бывало, что вечером я танцевал Ланкедема в «Корсаре», на следующее утро – Чиполлино в одноименном балете, и тем же вечером – Шута в «Лебедином». Времени на глубокую рефлексию просто не остается.
Фото Виктора Дмитриева, предоставлено Никитой Ксенофонтовым
В Radio and Juliet хореография главных героев почти идентична – меняются лишь комбинации и настроение. Меркуцио – дерзкий и задорный. Ромео больше склонен к лирике, это персонаж с небольшой грустинкой. Хотя я выгляжу и веду себя по жизни, как Меркуцио, духовно ближе мне все-таки Ромео. Меланхолия этого героя плюс собственные эмоции, а также музыка Тома Йорка и группы Radiohead – я растворяюсь во всем этом и получаю величайшее удовольствие. А вместе со мной, смею надеяться, от происходящего на сцене получают удовольствие и дорогие зрители.
Читайте также интервью светского обозревателя BFM-Новосибирск Ирины Мжельской с Никитой Ксенофонтовым: «Театр можно сравнить с тяжелым люксом».
Рекомендуем:
Популярное
В России с 1 января 2025 года вступают в силу новые правила оплаты мобильной связи: что нужно знать
Шестидневная рабочая в конце 2024 года: почему суббота, 28 декабря, стала рабочей и должен ли этот день быть сокращенным
Как вырастет размер пенсии работающих пенсионеров в январе 2025 года: разъяснения СФР
В Новосибирске 1 января перестанут действовать ЕТК: как теперь пополнять социальные карты, карты студента и школьника, и где покупать новые карты
На какие выплаты в декабре 2024 года могут рассчитывать пенсионеры
Последние новости